Православные приходы стали центрами концентрации гуманитарной миссии
Церковные приходы превратились в оперативные штабы и стали точками притяжения людей, которые отправляют гуманитарную помощь в зону СВО. Зарождается новое поколение прихожан, для которых Церковь стала помощью в выполнении своего гражданского долга. Жители и священники самоорганизовываются для сбора гуманитарных конвоев.
По объемам гуманитарной помощи, направляемой в зону СВО через церкви, негласно лидирует Московская область и Москва. Это связано с близостью к СВО, густой сетью приходов, налаженной коммуникацией между служителями, а также связями с командованием военных частей и учреждениями на территории ЛНР и ДНР.
Оперативный штаб
Приход Святого мученика Уара в поселке Вешки Мытищинского округа отправляет в зону СВО по 4 гуманитарных конвоя в месяц. Кто собирает тонны гуманитарной помощи, нам рассказал протоиерей Олег Александрович Мумриков, настоятель храмов Св. мученика Уара и Св. пророка Илии, доцент Московской духовной академии, Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Коломенской духовной семинарии.
«Это обычные люди, прихожане. Нам поступает список необходимого и в течение недели собирают нужную сумму. Сотни людей передают деньги и вещи, я даже не знаю сколько именно участвует в сборах, потому что это делается через чаты, рассылки. Но как минимум, около сотни прихожан вовлечены в организацию процесса сбора. Приходы дали первоначальный импульс и теперь, в основном, действуют как точки для сбора. Люди делают все сами. Приход напоминает оперативный штаб: кто-то куда-то звонит, договаривается о закупках, ищет необходимое, кто-то перебирает и упаковывает, подписывает груз, клеит этикетки».
В приходах центральной части России появились свои «логистические хабы»: например, звонят в Мытищи: в Москве есть груз, но нет машины. Груз подстраивают под ближайший конвой, подгружают в свободную машину, например, в Туле или Воронеже. Сеть построена на личных знакомствах, а координация проводится через личные фронтовые знакомства и телеграмм-каналы. Когда-нибудь феномен стремительной самоорганизации волонтерских движений будут изучать историки и ученые.
Батюшки ездят в зону СВО не с каждым конвоем, иногда едут только прихожане. Везут технические устройства, белье, кровати в госпиталя, медикаменты, портативные аппараты УЗИ и книги. Требуется очень много книг на русском языке в детские дома и школьные библиотеки, особенно, русская классическая литература.
«Первый раз я поехал с гуманитарной миссией летом 2022 года. Как преподаватель, могу позволить себе поездки только во время учебного отпуска. Надо было изучить ситуацию, потребности в нашей помощи. Посетили детские дома и госпитали в ЛНР, Донецке, Горловке», — рассказывает отец Олег.
Со священнослужителями освобожденных территорий встречи изначально не запланированы, но мимо разрушенного храма трудно проехать. Их восстановлением пока никто не занимается — еще рано, еще существует риск артиллерийских прилетов. Единственное, что получатся сделать — это адресная помощь, например, восстановить отопление, коммуникации, заделать дыру в крыше. Церкви разрушены, но батюшки остались с народом, богослужения проводят почти в прежнем объеме. Только вечернюю службу приходится проводить не позже, чем в два часа дня. Очень тяжелое положение у храмов, расположенных на линии фронта.
Дети под обстрелом
Одно из подопечных учреждений подмосковных священников — республиканский учебно-реабилитационный центр «Хрусталик» в Рубежном. Туда попадали дети, оставшиеся без попечения взрослых из других регионов ЛНР. В последнем полученном оттуда списке потребностей учреждения значатся позиции, которые будет сложновато доставить с гуманитарным грузом. Это медицинские работники — терапевты, лоры, офтальмологи.
«В свою следующую поездку мы хотим обсудить с местными властями вопрос об эвакуации детского интерната в Рубежном. Даже в самом ЛНР есть более спокойные районы, где не такое тяжелое положение с медицинской помощью и обеспечением всем необходимым, нет смертельных рисков от продолжающихся обстрелов. Не говоря уже о центральных российских регионах, где сирот могли бы окружить максимальной заботой. Наши прихожане создали организацию «Здоровое поколение», которая занимается доставкой пожертвований в виде оборудования, инвентаря в спортивные школы республик. И по опыту взаимодействия с детскими учреждениями в зоне СВО я могу сказать, что есть необходимость усиления работы с детьми, вывоз их на реабилитацию и обучение. Эту деятельность необходимо проводить на уровне властей», – прокомментировал отец Олег.
Опасное оружие
Подмосковные священники стали одни из первых в России, кто стал регулярно ездить с миссией в зону СВО. Отец Олег попал в число удостоенных награды за мужественное несение пастырского служения в военных условиях — медали благоверного князя Димитрия Донского, которые Святейший Патриарх вручил в начале декабря 2022 года.
«Это было очень неожиданное приглашение, — вспоминает отец Олег, — 1 декабря нас пригласили в храм Христа Спасителя. Среди двадцати священников я с удивлением увидел несколько своих знакомых, в том числе – однокашника по семинарии. Я не знал, что они тоже ездят в зону боевых действий. Очень понравился формат общения: после награждения Патриарх оставил нас для неформальной беседы по душам. От каждого он ждал предложений по организации гуманитарных миссий, куда ездить, кому ездить.
Факт награждения отразили в украинской прессе в статье «Вагнеровцы в рясах», где опубликовали список всех присутствующих с именами и адресами. Писали, что священников отправляют с оружием в зону СВО. Статья вызвала недоумение и смех – канонические правила запрещают священнику брать в руки оружие даже ради защиты собственной жизни. Батюшки принимают участие в СВО и ровно на том месте, где и должны быть – призывая и вдохновляя солдат даже в самых экстремальных условиях не терять человеческий облик. Также мирно служить врачеванию военных ран, как этому от полноты сердец служат и тысячи жителей, собирающих вещи для гуманитарных конвоев в приходах.
Новая жизнь, новые смыслы
«А что дальше? Этот вопрос для раненых в госпитале крайне важен, и так получилось, что им не с кем его обсудить, кроме как со священнослужителями. Беседуешь с раненым по-простому, говоришь, что теперь его призвание в воспитании детей, в преподавании, в школе, где его опыт будет востребован. И видно, как воин в процессе разговора воодушевляется этой перспективой. Важно, чтобы люди не впадали в озлобленность и депрессию, такое состояние души наносит вред человеку хуже любого ранения. Был один раненый из госпиталя — порадовал. Красивый молодой чеченец, без ноги, изучает Коран. Так он поделился планом: сказал, вернется, откроет в Чечне общество поддержки русской культуры. Он увидел служение завтрашнего дня. Необходимо сделать так, чтобы каждый, выписавшись из госпиталя, понял свою дальнейшую миссию и жил в согласии с ней».
Отцу Олегу пришлось научиться исповедовать и причащать в реанимации. Эти исповеди так не похожи на привычные, с установленными в Церкви традициями. Врачи в реанимации боролись за бойца с пулей в сердце, а он был в сознании и говорил простые глубокие слова человека, который ни разу не был в храме.
«В одной из командировок побывали в госпитале в Первомайском, поисповедовали, причастили бойцов, — вспоминает отец Олег. — Уехали и через пару дней пришло известие – туда прилетел «Хаймарс». В процессе поездок я видел много тяжелых ранений и смерть. Но увидел большее — силу духа русского воина и силу веры. В одном из прифронтовых госпиталей нам вручили икону Спаса Нерукотворного. Я удивился, обычно бывает наоборот. А врачи ее хотели спасти, говорят: «Пусть пока у вас побудет, пока нас не эвакуируют или перевезут в безопасное место». Люди не за себя боялись, а за сохранность иконы. Она до сих пор у нас на приходе.Тот госпиталь перевезли, но наоборот, ближе к линии. В будущем обязательно отдадим им обратно».
По материалам А4.Новости