Духовный фронт: В боях рождаются тысячи верующих

В зоне СВО набирает обороты деятельность военных священнослужителей. Если поначалу батюшки ездили хаотично по знакомым военным, то теперь синодальные отдел РПЦ при содействии Министерства обороны прилагает максимум усилий для организации командировок. Количество нынче работающих священников в зоне боевых действия должно быть больше в десять раз и увеличиться до 400 человек.
Батюшки везут тонны гуманитарной помощи, техники, медикаментов, собранных прихожанами. Но основной своей целью считают все-таки помощь не материальную, а духовную. Духовные потребности за год СВО выросли в разы, атеистов там почти не осталось.

Сложные вопросы

Батюшки-добровольцы лезут в самое пекло. Но их не пускают матушки, прихожане и епископы. Сначала его не пускает матушка: мол, восемь детей, как я одна останусь, не дай Бог что? Потом не пускает епископ. Если батюшка толковый и прихожане его любят, то рисковать не хочется, да и приход на кого даже на время оставить? Если епископ не благословит на поездку, поездки не будет.
Таким образом, большая часть кандидатов отсеивается. Но и из оставшейся части не все подойдут. Не всякий батюшка сможет работать в зоне СВО. Отсев проходят батюшки экзальтированные и склонные к пацифизму. Такие имеют риск деморализовать военнослужащих и вогнать в уныние.
Отец Петр Гриценко в Луганской области с 2014 года. Его друзья из СОБРа стояли у истоков формирования батальона Георгия Победоносца, пригласили ставропольского священника с гуманитарной миссией.
Два года он прослужил с Захаром Прилепиным. Сейчас отец Петр – главный ответственный священник в зоне СВО. В его задачу входит разрабатывать и согласовывать с военными маршруты для священнослужителей, приезжающих в командировку. Батюшки едут все больше, но их все равно не хватает. Отец Петр делится статистикой: синодальный отдел во главе с Протопресвитером отцом Олегом Овчаровым отправил в зону СВО в декабре 45 священнослужителей, в январе — 62, в феврале — 70. Командировки обычно длительностью 3-5 недель. В основном едут батюшки из Сибири, из Москвы, северных территорий, Иваново, Соловецкого монастыря.
«Не каждый батюшка сгодится для работы здесь», — говорит отец Петр. – Их работа востребована в первую очередь в двух направлениях. Первое – поднять боевой дух на передовой. Второе — утешить бойца в госпитале после ранений, с этим попроще. А поднять боевой дух – тут уже сложнее. Как, например, ответить на те вопросы, которые возникают у бойца штурмовой бригады? Человек видит, что в каждом бою теряет друзей. Каждый новый бой – новая утрата. Ни логика, ни опыт, ни здравый смысл не помогают ему понять происходящее. На все его вопросы — можно ответить только с духовной точки зрения. Больше никак. Поэтому батюшке надо хорошо знать историю, уметь сопоставлять, чтобы разъяснить. Абсолютно все слышали фразы «Мы русские — с нами Бог», «Святая Русь», «Войско небесное», но понимание их смысла ускользало. Люди впервые слышат про святых полководцев, какие они были большие молитвенники, как с божьей милостью одерживали победы на всем протяжении существования Руси. Когда человек это слышит и осознает, он искренне удивляется: «Почему нам об этом не говорили?».

Святые чудеса

И священнослужители, и бойцы отмечают, что в зоне СВО творятся странные вещи. То, что военные между собой называют чудесами. Это необъяснимые с точки зрения физики и теории вероятности факты. То, что мы обычно называем «странное совпадении». Но количество таких случаев там – не нормальное, не поддающееся никакой логике количество. То мина не взрывается, то взрывается, но ни один осколок не попадает в человека, то оружие внезапно оказывается там, где его не было. Это можно списать на особенности психики человека в стрессовых условиях, но факт остается фактом – после боя большинство становятся верующими. И ни разу за жизнь не посетивши церковь, начинают просить командиров пригласить в часть батюшку «поговорить».
Епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов) был на Донбассе в командировке уже два раза. Готовится к третьей поездке. Говорит, первый раз поехал, ибо прежде, чем отпускать своих батюшек, должен был сам проверить, что там. Затянуло.
«Чудес там случается много, и много их свидетелей. Самое главное чудо, — говорит епископ, — это количество уверовавших. Какие вам чудеса еще надо? Через это испытание мы приходим к тому, что приведет нас и нашу страну к спасению. Заходишь в палату, пропитанную запахом крови, курева и лекарств, кругом раненые, некоторые бывшие преступники, но уже преображённые. Многие бежали от себя, от наркотиков, алкоголя, а нашли себя здесь, свое предназначение. И от них такая благодать исходит. Кругом ад творится, а у них в глазах – рай. Ощущения в этой палате – успокоение и благодать. Такое можно встретить только в святых местах. А возвращаешься домой, у нас наоборот, кругом рай, а в душе — ад».
Было установлено, что духовному спецназу, как называет свою командировочную команду владыка Питирим, наиболее полезно ездить в госпитали. На передовую военные не пускают, также в зоне боевых действий нет скоплений военнослужащих, больше времени уходит на перемещения. Из командировки в 4 дня двое суток уходит на разъезды. Новобранцы по большей части равнодушны к обрядам. Поэтому решили, что максимально эффективно будет посещать госпитали, где сразу две с половиной тысячи человек хотят пообщаться и найти ответы на вопросы.

Все не зря

«Оттуда не уйти, — рассказывает владыка Питирим. — Воины нас не отпускают. И мы не хотим уходить. Десять часов в Луганском госпитале провели, так все равно мало, одного батюшку чуть ли не силком пришлось оттуда вытаскивать. Мы привозим гуманитарную помощь, технические вещи, закупленные прихожанами и письма от детей. Я поначалу думал, не нужны раненым эти письма, не до этого. Но когда я увидел, как это воспринимают, поменял свое мнение. Запомнился один мусульманин, он прочитал письмо, даже заплакал. Спросил – кто писал это письмо. Я отвечаю: одна девочка из Рязанской области. Говорит: «Приедете, обнимите их и поднимите высоко до неба». Написал ей даже ответ. Но очень взрослый ответ, ребенок его не поймет. Боец очень переживает, что у нас внутри творится. Общий смысл письма, что все зря будет, если в тылу ничего не изменится. Это он про волокиту, коррупцию, равнодушие, пятую колонну, которые даже пока СВО не может истребить».
Как считает владыка Питирим, причины происходящего предельно ясны. Люди перестали ходить в храмы — только 1-2% населения посещают их. В семинариях – недобор. Население погрязло в потребительской сфере, на все смотрят в точки зрения рационализма и выгоды, а не с точки зрения добра, справедливости. «Мы столько лет равнодушно смотрели на то, как свершается зло: в России и за ее пределами. Кровопролитие – расплата за равнодушие, которое так далеко завело. Но в боях рождаются тысячи верующих. Они будут строить новую Русь», — считает владыка.

Крымские бригады тоже в деле

Отец Петр Гриценко отмечает, что патриархия делает сейчас все возможное, чтобы удовлетворить духовные потребности военных на Донбассе и реализовать душевный порыв многих батюшек, желающих поддержать военных. Несмотря на кажущуюся простоту в виде дозволения: «Пущай едут», есть много тонкостей, которые необходимо учесть. Но ехать – надо.
Уже решен вопрос с оформлением страховок на период командировок — в случае гибели священника семья получит 2,5 – 3 млн рублей. Выплачивают командировочные.
«Сейчас иерей Олег Овчаров, владыка Дионисий, да и сам патриарх Кирилл прилагают максимум усилий, чтобы без напрасного риска дать возможность батюшкам доехать до каждого батальона. Когда количество верующих так увеличилось, священники здесь необходимы, люди ждут, просят. В некоторых подразделениях священнослужителей не было с самого начала СВО», — говорит отец Петр.
Многие батюшки ездят в обход синодального отдела. Они же тоже люди, у них родственники там, знакомые, просто прихожане. Просят приехать, умоляют, те и срываются. Многие батюшки большие патриоты, не могут не ехать. За период проведения специальной военной операции погибли 6 священнослужителей. Все они приехали в зону боевых действия по своим военным знакомствам, без согласования синодального отдела РПЦ. Кроме безопасности священнослужителей, также остро стоит вопрос безопасности бойцов: многие батюшки с освобожденных территорий оказались в трудных ситуациях — у многих родственники на Украине и их могут потенциально сделать объектами шантажа и угроз. Нужна тонкая психологическая работа по выявлению «Свой-чужой», чтобы не поставить под угрозу бойцов в расположениях частей.
На следующей неделе священники–добровольцы доберутся до наших севастопольских бригад.
«Мы туда еще не доезжали, — говорит отец Петр, — Совсем недавно Министерство обороны согласовало работу священнослужителей на Херсонском и Запорожском направлении. С четверга поедем, точно знаю, там нас ждут».

По материалам А4.Новости