Порт-Артурская икона Божией Матери
В ХРАМЕ СВ. МЧ. УАРА С НЕДЕЛИ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ ПРЕБЫВАЕТ ПОРТ-АРТУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ПЕРЕД КОТОРОЙ СОВЕРШАЕТСЯ ЧТЕНИЯ КАНОНА И МОЛИТВЫ О МИРЕ НА УКРАИНЕ, БЛАГОСЛОВЛЕННЫЕ ВСЕМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ КИРИЛЛОМ
(ТЕКСТ МОЛИТВ: https://foma.ru/patriarh-prizval-verujushhih-radi-mira-na-ukraine-ves-post-chitat-kanon-k-bogorodice-i-osobuju-molitvu.html)
«С нею Моя благодать и сила! Веруем, Пречистая, яко не оскудеет глагол сей и во иконе Твоей «Порт-Артурской»»
[Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Ее торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской). Кондак 12]
В календаре Православной Церкви существует около двух с половиной сотен чудотворных икон Богородицы. Образ «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) не столь известен, по сравнению с другими каноническими Богородичными образами, но занимает особое место. В Акафисте Пресвятой Богородице значится: «Своея благости покрывающей пределы земли Дальнероссийския», а также «избавляющую нас от хинских нашествий», однако факты новейшего времени говорят о географическом расширении благостного воздействия Образа. Списки иконы встречаются во многих соборах Москвы, Санкт-Петербурга и др.городов России. Построены
новые храмы этого Образа (Владивосток, Курган). Военные корабли ходят Северным морским путем под этим Образом. По всей видимости, русский народ отчетливо верит, что защитительный Богородичный омофор укрывает всю Русь, а не только Дальневосточные пределы.
Икона Богородицы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская)
Источник: www.azbuka.ru
Порт-Артурская икона была явлена в XX веке. Уникальность Образа – в ее композиции: никогда еще в иконографии Богородицы не было изображения, на котором плат с Нерукотворным Ликом Спасителя держит она сама. На иконе Дева Мария изображена без младенца Иисуса.
Историю возникновения Образа относят в 1903-ему году. За два месяца до начала русско-японской войны было видение Богородицы некоему человеку: «Сила Вышняго и благодать Владычицы укрепляше в видении некоего человека и подвигни е к собиранию средств для написания Ея Пречистаго образа» (акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской)). В одних источниках значится имя матроса Федора, в других, – ветерана Крымской войны – Льва Катанского (писателя, автора гимна Союза Русского Народа). Божия Матерь явилась во сне и поведала о грядущей войне, в которой Россию ждут потери и испытания. Богоматерь велела написать Образ и отправить Его в крепость Порт-Артур, обещая Свое покровительство русскому воинству по прибытии иконы на место назначения. Старик точно запомнил видение: Божия Матерь держала в руках плат, на котором был изображен лик Спасителя. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф.
Икона Богородицы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская)
Источник: www.vladivostok-eparhia.ru
Отправившись в лавру, старик рассказал о видении богомольцам. Тысячи киевских паломников стали жертвовали на икону. Уже в марте 1904 необходимую сумму собрали. За работу над Образом взялся киевский иконописец Павел Федорович Штронда. На образе эмалированной вязью он высек: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».
Готовый Образ отправился на Дальний Восток. Народ сразу же стал называть икону «Порт-Артурской», правда, были и другие названия: «Богородица на мечах», «Вратарница Дальневосточная». Первоначально икону привезли во Владивосток. Там с нее было сделано несколько копий, которые пытались отправить в Порт-Артур, но безуспешно: крепость была осаждена неприятелем, велись активные боевые действия. На всем пути следования иконы происходили необъяснимые задержки: сначала – бюрократические проволочки. После – чиновничий беспредел: многие высокопоставленные люди по месяцу держали икону в своих домах, мечтая о чудесах для себя лично.
21 ноября (4 декабря) 1904 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, подлинный образ был заключен в специально приготовленный для нее футляр и отправлен из Владивостока. Проводить святую икону в Порт-Артур доверили отставному ротмистру лейб-гвардии уланского полка Н.Н. Федорову, духовному сыну отца Иоанна Кронштадтского. 11 января 1905 года Федоров сообщил, что икона не может быть доставлена.
Плата за невнимание к небесным покровителям была весьма ощутимой: Порт-Артур был уже сдан неприятелю. Получив разрешение из Петербурга, Федоров отправил образ в действующую армию, где она и пребывала в походной церкви Главнокомандующего.
О дальнейшей судьбе иконы стало известно спустя более полувека. 17 февраля 1998 года в Иерусалиме, паломники из Владивостока каким-то чудом увидели Порт-Артурскую икону в одном из антикварных магазинов! Икона была выкуплена на деньги, занятые в русском Горненском женском монастыре. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Синодальный Отдел Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.
6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток. Встреченная крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «…предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах» – какой явилась некогда старику-севастопольцу.
Оригинальная икона хранится в Покровском Кафедральном Соборе г. Владивостока. Празднование в честь Порт-Артурской иконы совершается 29 августа (16 августа по юлианскому календарю)- в день воспоминания перенесения Нерукотворного образа Спасителя.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Торжество Пресвятой Богородицы»
Дне́сь торжеству́ет гра́д Владивосто́к,/ и с ни́м сликовству́ют вси́ преде́лы земли́ Дальнеросси́йския:/ срета́я вно́вь обре́тенную ико́ну Твою́, Богома́ти,/ По́рт-Арту́рскою нарече́нную,/ в благослове́ние и зна́мение торжества́/ христолюби́вому во́инству Да́льней Росси́и дарова́нную,/ на ню́ же взира́ющие вси́ зове́м:/ Ру́сь Свята́я, храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́й же твое́ утвержде́ние.
Материал подготовила Анастасия Крылова
с использованием интернет-ресурсов: www.azbuka.ru, www.ru.wikipedia.ord, www.stoletie.ru (С.Минаков «Неодержанная победа»), www.vladivostok-eparhia.ru