От Хэллоуина к Рождеству!
Солнечный осенний денёк. Воскресенье. Гуляю с собакой по нашему посёлку. Радуюсь хорошей погоде и окончанию, как мне казалось, празднования Хэллоуина. Вчера вечером по нашим улицам бродили шайки детей и подростков, с раскрашенными чёрной краской лицами и разряженные всякой нечестью. С большими мешками за спиной они ходили по домам, возле которых горели тыквенные светильники и выпрашивали конфеты с неизменным своим «сладость или гадость!». К нам домой тоже наведывались, хотя на нашем дворе не было никаких хэллоуинских атрибутов.
Поспорила со своими детьми насчёт этого псевдопраздника. Оказывается, мои ребята относятся к нему с симпатией и интересом. Здорово же устроить настоящий маскарад со страшилками. Что здесь такого? Получить много конфет задаром и пощекотать себе нервы зловещими костюмами, пугая прохожих, хозяев домов и друг друга. Это же просто забавная игра! Я горячусь, не соглашаюсь с ними. Зачем заигрывать с тёмными силами, привлекать их на свою голову. Это же не так безобидно, как кажется. Понимаю, конечно, что трудно сейчас уберечься молодым восприимчивым душам от завязывания со всех сторон (в СМИ, в школе, в Интернете) не лучших, прямо скажем, проявлений западной культуры.
И вот сегодня, вздохнув облегчённо, что всё позади, я гуляю по посёлку с собакой. Внезапно из одного «хэллоуинского» дома выходят все в чёрном до пят женщина и маленькая девочка. На головах у них широкополые остроконечные шляпы, за спиной полупрозрачные тёмные крылья. Ни дать, ни взять, злые феи-волшебницы. Меня покоробило. Захотелось вскрикнуть: «Сгиньте!» Утро ведь, солнце светит вовсю. Воскресный день. Нет уже места нечистой силе. Куда там! «Праздник» продолжается полным ходом.
И целый день потом шла та же круговерть: бегающие по посёлку гоблины, скелеты, мертвецы с мешками для конфет; крики, смех, страшные возгласы. Не знаешь куда деваться от этой вакханалии и как оградить от неё своих детей.
Настроение было испорчено. Дома я старалась переключиться и задумалась, почему бы нам также дружно в посёлке не отметить православное Рождество Христово. Через два месяца этот Праздник. Пока отдалённо, но все же чувствуется его приближение. Сначала Рождественский пост, украшение дома и покупка подарков. Праздничная Рождественская Служба в храме и весёлое семейное застолье. Можно будет вместе с детьми походить по улицам посёлка, поздравить с Рождеством всех встречных прохожих, зайти в гости к знакомым, соседям, поколядовать, спеть рождественские песни. Это же наша родная традиция. Да и настроение у Рождества совсем иное, чем у Хэллоуина – светлое, радостное, святое. В центре Праздника – сам Христос Спаситель. Ему поклоняются, Его Рождение славят.
Вспомнила я тут про свою любимую книгу Ивана Шмелёва «Лето Господне». Осторожно достала её из шкафа, стала листать. А вот и глава про Рождество… Почувствовала, как все треволнения последних дней затихают, я погружаюсь в уютный мир «шмелёвского» Замоскворечья.
Писатель ведёт рассказ от имени семилетнего мальчика Вани (себя в детстве), который по-детски ярко и непосредственно переживает все события, происходящие вокруг него.
«В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с мёдом; взвар из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа на сено. Почему?.. А будто дар Христу. Ну… будто он на сене, в яслях. Бывало ждёшь звезды, протрёшь все стёкла…Ёлочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком потрёшь – звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая… Стёкла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени.»
Строки Шмелёва волшебной голубой метелью подхватывают меня, кружат и несут всё ближе и ближе к Рождественскому торжеству.
«Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок – мороз и не щиплет. Выйдешь – певучий звон. И звёзды. Калитку тронешь, так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок… Звёздный звон, певучий – плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних — Рождество.»
Как сладостно, по-родному и так узнаваемо пишет Иван Шмелёв. Вчитываешься, углубляешься в его строки и начинаешь жить вместе с ним в заметённой снегами, старой патриархальной Москве.
«Идёшь из церкви. Всё – другое. Снег – святой. И звёзды – святые, новые, рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год – над этим садом, низко. Она голубоватая. Святая…. И в доме – Рождество. Пахнет натёртыми полами, мастикой, ёлкой. Лампы не горят, а всё лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой.»
А на следующий день к Шмелёвым приходят гости.
«Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить… Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Впереди Зола, тощий, кривой сапожник, очень злой, выщипывает за вихры мальчишек. Но сегодня добрый. Всегда он водит «славить». Мишка Драп несёт звезду на палке – картонный домик, светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, — свечка там. Мальчишки шмыгают носами, пахнут снегом. – Волхи же со Звездою питушествуют! – весело говорит Зола.»Славят пришедшие родившегося Христа песнями, колядками, а затем разыгрывают представление про царя «Кастинкина», который царю Ироду голову отсёк. После спектакля хозяева одаривают артистов деньгами, пирогами, сладостями. — пишет Иван Шмелёв.
Во многих домах тогда – и богатых, и не очень – дверные колокольчики в Рождественские дни звонили, не переставая. Двери были открыты для всех. Заходите, люди добрые! Здесь вас ждёт тепло, угощение, ласковое слово и, если надо, помощь. Вот с какой широтой и милосердием праздновали на Руси Рождество!
Хочется и сейчас вернуть эту святую традицию. Праздновать широко и всенародно не чуждый нам Хэллоуин, а наше Православное Рождество Христово. Проникнувшись духом солнечной шмелёвской прозы, я постараюсь теперь хотя бы в свою жизнь и жизнь своих близких внести те стародавние с глубоким христианским смыслом обычаи, которых крепко держались наши православные предки. «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя» — говорил Преподобный Серафим Саровский.
Скоро можно будет начинать подготовку к Рождеству. Времени ещё достаточно. И пусть грядущий Праздник внесёт в наши души и семьи мир и радость на весь последующий год.
Татьяна Дубенок